Примеры применения здоровьесберегающих технологий на уроках физики.
Т.А. Береговая, учитель физики
В настоящее
время все более высокие требования предъявляют к развитию ребенка и его
здоровью. 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения
в состоянии здоровья. Поэтому в школах большое внимание уделяется
здоровьесберегающим технологиям. Физику иногда называют «фундаментальной
наукой», т.к. другие науки (биология, астрономия, химия и т.д.) описывают только некоторые системы,
подчиняющиеся законам физики. Основные средства и методы, используемые
современной медициной (электронные и протонные микроскопы, рентгеноструктурный
анализ, электронография, меченые атомы и т. п.), заимствованы у физики. Связь
физики с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни
понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной.
На своих уроках я стараюсь показать связь
изучаемого материала с повседневной жизнью. Особое внимание уделяю влиянию привычек
на настроение, физическое состояние и здоровье ребенка. Приведу несколько
примеров.
- Влияние тональности
и громкости музыкальных произведений на психическое и физическое состояние
человека.
При изучении свойств
звуковых волн начинаю урок с примера гибели или исчезновения людей с
неповрежденных судов, на которых имелся достаточный запас провианта и питьевой
воды.
« Перед
поднявшимися на его прогнившую палубу матросами с английского парохода
«Джонсон» предстала невероятная картина. Двадцать скелетов, прикрытых
полуистлевшей одеждой, располагались так, как будто все еще несли службу на
движущемся судне. Вещи и документы, испорченные сыростью и насекомыми, находились
на местах. Все увиденное наводило на мысль о том, что смерть настигла людей
мгновенно» (Т. Понамарева, Е. Пономарев «Я познаю мир» Детская энциклопедия:-
М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»; 2000- 304 с
Выдвигаются разные
версии. Предполагается, например, что произошло массовое отравление, или что
экипаж постигла эпидемия неизвестной болезни.
Любопытство вызывает у ребят
желание детально изучить тему. Из Интернет-ресурсов устанавливают, как влияет
инфразвук на человеческий организм.
« Исследования биологического
действия инфразвука на организм показали, что человеческий организм высокочувствителен к инфразвуку. Воздействие
его происходит не только через слуховой анализатор, но и через механорецепторы
кожи. Возникающие под воздействием инфразвука, нервные импульсы нарушают
согласованную работу различных отделов нервной системы, что может проявляться
головокружением, болями в животе, тошнотой, затрудненным дыханием, чувством
страха, при более интенсивном и продолжительном воздействии - кашлем, удушьем,
нарушением психики. Инфразвуковые колебания даже небольшой интенсивности
вызывают тошноту и звон в ушах, уменьшают остроту зрения.
Колебания средней интенсивности могут стать причиной расстройства
пищеварения, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения психики с
самыми неожиданными последствиями.
Инфразвук высокой интенсивности, влекущий за собой резонанс, из-за
совпадения частот колебаний внутренних органов и инфразвука, приводит к
нарушению работы практически всех внутренних органов, возможен смертельный
исход из-за остановки сердца, или разрыва кровеносных сосудов…»
Разбираем вопрос о влиянии музыки
на повседневную жизнь. Ребята задумываются о том, что жалобы соседей на громкую
музыку бывают обоснованными.
Другим примером может служить
изучение темы «Шкала электромагнитных волн».
Используя фотографии из слайд шоу
эффекта Кирлиана, «moikompas.ru» даю возможность наглядно
убедиться в вреде курения и доказываю, что перекуры резко снижают
работоспособность. На рисунках 1 и 2 видим свечение пальцев человека до и после
одной выкуренной сигареты соответственно.
На уроках физики создается
благодатная среда для изучения здоровьесбрегающих технологий, т. к. здесь рассматриваются
факты, которым не возразишь.
Литература.
1. http// festival.1 september.ru|articles/312110/
Н.А. Казак Здоровьесерегающие технологии
2. www. fullspectrum.org.uk.
3.http://andreyrazdrogin.ru/infzvuk.html
4. Т. Понамарева, Е. Пономарев «Я познаю мир» Детская
энциклопедия:- М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»; 2000- 304
с
|