Форма входа

Категории раздела

Методические разработки
Мои статьи [2]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 26.09.2017, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Web-портфолио Береговой Тамары Аркадьевны
   учителя физики и астрономии
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Фронтальные лабораторные занятия по физике

Фронтальные лабораторные занятия по физике

В 2011 году - в рамках проекта «Фестиваль науки и техники», проводимым Министерством образования Калининградской области на базе обособленного подразделения АНО «Информационный центр по атомной отрасли» информационным центром по атомной энергии совместно с ГОУ ДПО (ПК) С «Калининградский областной институт развитии образования»  выступила одним из разработчиков и тьюторов модуля

повышения квалификации  для учителей физики региона по теме «Демонстрационные и лабораторные эксперименты на уроках физики, технология их проведения. Практикум».

 (из выступления перед участниками проекта «Фестиваль науки и техники»)

Фронтальные лабораторные занятия по физике

Лекции составлены по материалам пособия для учителей «Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе» под редакцией А.А. Покровского. М., «Просвещение», 1970.

Физика в школе начинает изучаться с седьмого класса. В словаре русского языка  С.И.Ожегова М. «Русский язык» 1987 мы можем найти следующее определение: «Физика – одна из основных областей естествознания, наука о свойствах и строении материи, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений природы» (стр.740). Известны два метода изучения физических явлений: наблюдение и опыты. При наблюдении мы не вмешиваемся в происходящий процесс, не можем его вызвать или ускорить, можем только описать. Другое дело эксперимент или опыт. Из советского энциклопедического словаря (Главный редактор А.М. Прохоров Издание четвертое. М.   «Советская энциклопедия» 1987) узнаем, что «опыт, основанное напрактике чувственно-эмпирич. Познаниеобъективной действительности: единство знаний и умений, навыков. О. выступает и как процесс практич. Воздействия человека на внеш. Мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений». Поэтому трудно переоценить значение эксперимента для преподавания учащимся физических законов и явлений. Значение физического эксперимента непрерывно возрастает в связи с развитием физики. Развитие науки требует совершенствования методики преподавания физики. Эта задача приобретает особую важность в связи с перестройкой школы. Среди разнообразных форм обучения, к которым приходится прибегать учителю физики для всестороннего развития учащихся средней школы, особое место занимают фронтальные лабораторные занятия, лабораторные работы, лабораторные опыты, наблюдения, фронтальный эксперимент и т.д. Они могут быть продолжительными и кратковременными, вводными и заключительными, выполняемыми по подробным указаниям учителя или с большими элементами самостоятельности, требующими или не требующими отчета и оценки и т.п. Однако общим и самым существенным признаком всех таких занятий остается фронтальный метод проведения. Фронтальный метод лабораторных занятий по физике  имеет ряд весьма важных положительных сторон. Этот метод, прежде всего, дает возможность тесно связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом и перекинуть «мостик» между демонстрационными опытами учителя и самостоятельно выполняемыми учащимися лабораторными работами в практикумах. Благодаря фронтальному методу, лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, или как иллюстрация к объяснению учителя, или как повторение и обобщение пройденного материала, или как контроль приобретенных знаний, умений и навыков. Фронтальные занятия позволяют включить в поиски решения той или иной задачи одновременно весь класс, что в значительной степени активизирует мыслительную деятельность учащихся. Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим усвоению материала. Кроме того, фронтальный метод позволяет привить учащимся некоторые начальные практические навыки в обращении с измерительными приборами и другой аппаратурой. При этом весьма важно, чтобы с самого начала учащимся прививались правильные навыки, так как неправильные навыки почти всегда с большим трудом исправляются. С этой точки зрения фронтальные лабораторные занятия имеют первостепенное значение.

Выполнение того или иного задания во время фронтальных занятий целиком проходит при коллективной работе всего класса, под постоянным и непосредственным наблюдением учителя. В таком случае всякая ошибка быстро обнаруживается и легко исправляется или по указаниям учителя, или путем подражания более сильным товарищам. Учащиеся получают лишь самые элементарные практические навыки обращения с приборами, так как учебное оборудование для фронтальных занятий подбирается простое.

Фронтальные лабораторные занятия, в отличие от практикума, дают полную возможность в конце урока коллективно обсуждать и оценивать результаты, полученные каждым звеном учащихся, путем сравнения. Такое заключительное обсуждение может быть проведено в случае необходимости почти после каждой лабораторной работы. Однако фронтальные лабораторные занятия по физике не решают методическую задачу полностью. Поэтому, кроме фронтальных лабораторных работ, вводится еще другой вид лабораторных занятий по физике — повторительные практикумы, организуемые в конце большого раздела или всего годового курса физики. В задачу таких практикумов в основном входит: развитие большей самостоятельности учащихся, дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и навыков, знакомство с более сложными приборами и т.д.

Апрель 2011год.

Категория: Мои статьи | Добавил: tamara (23.04.2011)
Просмотров: 2564 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017